Полезная информация

Перечень полезной информации

Особенности выбора и эксплуатации щеток стеклоочистителей

В настоящее время на российском рынке представлено огромное количество брэндов щёток стеклоочистителей, как именитых производителей, так и кустарного производства азиатского происхождения. Под кустарными производителями в рамках данной статьи понимается, как откровенный «no name», продающийся в основном на барахолках, так и брэнды, не имеющие никакого отношения к автомобильной промышленности, но при этом имеющие хлёсткие названия, напоминающие слова из лексикона жителей страны восходящего солнца. Кроме того, такие щетки сегодня предлагаются в различных гипер -, супер – и не очень маркетах с одной целью – удивить своей низкой ценой и быть купленными. Как правило, автовладельцы начинают жалеть потраченные на них деньги уже на следующий день после покупки и только потом обращаются в специализированные магазины за приобретением щёток от проверенных производителей.

Целью данной статьи является разъяснение покупателям, какие существуют сегодня щётки стеклоочистителей и в чём особенности эксплуатации той или иной системы, а также, по возможности, оградить покупателя от бесполезной траты денег.

И так, по типам все щётки можно условно разделить на каркасные и бескаркасные (всесезонные). Последние, в свою очередь, набирают популярность среди производителей автомобилей и устанавливаются на конвейере в качестве оригинального оборудования. Основными «конвейерными» производителями щёток являются  BOSCH, DENSO, MITSUBA и японская NWB (Nippon Wiper Blade).

Каркасные щётки делятся на летние и зимние (в чехлах). Летние каркасные щётки имеют классическую многорычажную конструкцию, которая не менялась почти сто лет. Однако специалистами компании Bosch были разработаны некоторые технологии, способные улучшить характеристики обычных каркасных щёток: трёхкомпонентная резина с пружинящей шиной, спрятанной в тело резинки (технология TWIN) и пластиковый спойлер, смонтированный на щётке для улучшенной работы на высоких скоростях (технология TWIN SPOILER). Специалистами DENSO разработаны так называемые «гибридные» щётки – это когда обычная каркасная щётка заключена в аэродинамический пластиковый корпус с преломлениями ближе к краям для лучшего прижима к лобовому стеклу. BOSCH производит щётки, похожие на DENSO, но только для североамериканского рынка и называются они INSIGHT WIPER BLADES.

В основном все каркасные летние щётки используют систему крепежа типа «крючок». В настоящее время есть автомобили, которые оборудованы системой «крючок» двух разных видов: с обычным диаметром изгиба и увеличенным. Обычный диаметр изгиба крючка используется в большинстве автомобилей азиатского и российского производства. Увеличенный диаметр изгиба крючка пришёл из коммерческого транспорта. Легковые автомобили, оборудованные крючком большого диаметра - это NISSAN JUKE, FORD TRANSIT, некоторые модели BMW и MERCEDES BENZ. При покупке щёток для этих автомобилей необходимо соблюдать осторожность: практически любые щётки несерьёзных производителей не имеют соответствующего адаптера для надёжной фиксации щётки на крючке, при эксплуатации таких щёток может произойти выскакивание щётки с крючка, что приведёт к повреждению лобового стекла.  А вот щётки BOSCH комплектуются универсальным адаптером, позволяющим надёжно закрепить щётку на крючке любого диаметра. Кроме того, в некоторых автомобилях используются поводки щёток со стандартным диаметром крючка, но при этом ширина поводка вместо стандартных 9 мм составляет 12 мм. Такой тип крепежа также пришёл из коммерческого транспорта и используется, в оcновном, в TOYOTA ESTIMA ранних годов выпуска. Также на данной модели встречаются щётки с предварительно смонтированными форсунками стеклоомывателя.

В программе каркасных летних щёток BOSCH представлены щётки практически для любого автомобиля любой длины и цены от эконом-класса (линейка ECO) до премиум-класса (линейка TWIN SPOILER) как с форсунками, так и без них.

Линейка щёток BOSCH ECO разработана специально для экономных пользователей с целью потеснить на рынке щёток эконом-класса сомнительных производителей. Такие щётки имеют невысокую стоимость, но при этом хорошие потребительские свойства. Срок службы таких щёток составляет примерно один год. Менять на таких щётках резинки взамен износившихся экономически нецелесообразно, так как стоимость качественных резинок сопоставима со стоимостью самих щёток. А вот в линейке топовых щёток BOSCH TWIN и TWIN SPOILER такая экономическая целесообразность имеется. Но важно помнить, если Вы приобрели указанные щётки, то заменить износившуюся резинку можно только на оригинальную от BOSCH. Основными преимуществами щёток BOSCH TWIN являются более долгий срок службы, более долговечный металлический каркас и конструкционная особенность резинки. Поскольку пружинящий элемент щётки спрятан в тело резинки, это предотвращает взаимодействие металлических деталей между собой, особенно зимой. Подробнее ознакомиться с технологией замены резинок на щётках TWIN можно тут.

Так или иначе, с щётками каркасного типа возникают сложности при эксплуатации в зимнее время: металлические элементы каркаса щётки залипают между собой вследствие замерзания воды, что делает их работу неэффективной. Поэтому среди автовладельцев стали популярными каркасные щётки в чехлах для зимней эксплуатации. Ранее компания Bosch выпускала такие щётки на собственном заводе в Южной Корее и поставляла их на азиатский рынок, затем такие щётки уступили место бескаркасной технологии. Продающиеся сегодня на нашем рынке каркасные щётки в чехлах представляют собой жалкое подобие бошевских щёток. Во-первых, чехлы у них выполнены не из долговечной резины, а из вспененного тонкого полиуретана, который служит недолго вследствие разрушения под воздействием ультрафиолета (солнечных лучей), такой чехол начинает пропускать воду и каркас зимой перемерзает. Во вторых, чистящая кромка щётки выполнена  из слишком мягкой и тонкой резины, которая при работе сильно заминается и процесс очистки происходит основанием щётки, что, естественно, ухудшает качество процесса.

Более универсальные щётки для летней и зимней эксплуатации сегодня предлагают BOSCH, DENSO и VALEO – их называют бескаркасными. У компании BOSCH такая технология получила название AEROTWIN. Особенностью данной технологии является отсутствие каркаса, вместо него в теле щётки используются две пластины из эводиума – материала, способного держать заданную изогнутую форму очень продолжительное время, что даёт равномерный прижим щётки по всей её длине. Эти две пластины обрамлены прорезиненным несимметричным аэродинамическим спойлером для лучшей работы щёток на скоростях. Сегодня компанией BOSCH выпускается широкий ассортимент таких щёток с различными системами крепежа, практически для любого автомобиля. В последствии специалистами BOSCH была усовершенствована система крепежа для европейских автомобилей, которая стала объединять в себе четыре разные системы крепления и получила название AEROTWIN Multiclip, причем аэродинамический спойлер стал располагаться по центру щётки, чтобы придать данной линейке щёток ещё большую универсальность и не обращать на расположение руля в конкретном автомобиле. Кроме того, для рынка Азии BOSCH выпускает линейку AEROTWIN с перезаправляемой резинкой. На торцах таких щёток расположены пластиковые замки, разомкнув которые, можно легко поменять резинку взамен износившейся. К сожалению, такие щётки на российский рынок официально не поставляются.

Особенностью эксплуатации таких щёток в зимнее время является понимание того, что происходит со снегом и водой во время работы щёток. Для оптимальной очистки лобового стекла требуется, чтобы падающий снег эффективно превращался в воду по всей площади лобового стекла. Для этого необходимо включить максимальный обдув лобового стекла в целях быстрого превращения снега в воду (для того, чтобы обдув стекла был действительно максимальным, следует проверить состояние салонного фильтра, так как забитый фильтр может блокировать поток наружного воздуха в салон автомобиля). При этом в процессе работы бескаркасных щёток необходимо периодически промывать стекло незамерзающей жидкостью, особенно при малой скорости движения автомобиля, например в пробках. При движении щёток вверх к малопрогретой части лобового стекла, растаявший в нижней части снег (вода) образует ледяную плёнку затрудняющую обзор примерно от середины до самого верха стекла. Незамерзающая жидкость помогает эффективно растапливать образовавшийся лёд, смачивать чистящую кромку щётки для качественной очистки, а отсутствие каркаса исключает залипание силовых элементов щётки, даже если на корпусе имеется обледенение, которое можно легко сбить аккуратно постучав щёткой по стеклу. Кроме того, такие щётки помогают легко справится с инеем морозным утром, благодаря тому, что чистящая резинка не заминается, а чуть изогнувшись выполняет роль скребка. В данном случае можно также воспользоваться незамерзающей жидкостью для удаления инея, либо воспользоваться антиобледенителем итальянской фирмы MA-FRA. Единственным недостатком от использования «незамерзайки» является наличие в её составе технического спирта в том, или ином объеме, что, с одной стороны, не даёт этой жидкости замёрзнуть, а с другой, оказывает влияние на повышенный износ графитового напыления на щётках.

Всё чаще бескаркасные щётки можно также встретить на стёклах задних дверей автомобилей (универсалы, кроссоверы, внедорожники, минивэны, микроавтобусы и хэтчбэки). Например, на Volkswagen Touareg, Volvo XC60 и XC90 и на других автомобилях. По сути, бескаркасная щётка является идеальной для заднего стекла, поскольку нагревательный элемент встроен по всей площади стекла. Кроме того, такими щетками можно оборудовать практически любой автомобиль, который имеет систему крепления «крючок» (в основном автомобили до 2002 года выпуска). С 2002 года многие автопроизводители стали укомплектовывать свои автомобили пластиковыми поводками с пластиковыми каркасными щётками. Такие щётки невозможно поменять на бескаркасные из-за особенностей систем крепежа, причём таких систем несколько видов: у TOYOTA своя система, у HONDA, NISSAN и МITSUBISHI своя. Практически у всех производителей свои системы крепежа. Поскольку BOSCH является конвейерным поставщиком таких систем, в программе щёток для заднего стела есть щётки для любого автомобиля. А если нет, то можно предложить заменить износившуюся резинку на новую.

Особенность эксплуатации задних щёток заключается в том, что износ щётки может наступить слишком быстро: либо износ чистящей кромки, либо её обрыв. Это происходит из-за того, что задняя щётка испытывает нагрузку намного больше, чем передние щётки, особенно летом. В начале работы задней щётки некоторое время она трёт по сухой грязной поверхности, потому что требуется некоторое время для подачи жидкости насосом из бачка омывателя (который стоит спереди под капотом) на заднее стекло с момента включения соответствующего регулятора на рычаге. Такая «сухая» работа вредно влияет на графитовое напыление чистящей кромки и щётка со временем начинает оставлять на стекле разводы. Обрыв резинки щётки происходит вследствие эксплуатации зимой на непрогретом стекле, а также из-за высыхания резины под воздействием солнечных лучей.

Кроме того, для любых типов щёток есть некоторые особенности эксплуатации как в летний, так и в зимний период, влияющие на срок их службы:

  1. Частота работы щёток: чем чаще они работают, тем быстрее наступает износ.
  2. Количество загородных поездок. Если приходится часто ездить по загородной трассе летом, то будьте готовы чаще менять щётки. Налипшие на стекло насекомые, которые не убираются обычной водой (в нашем магазине есть продукт фирмы MA-FRA, который лучше воды справляется с насекомыми – концентрат Pulimoscerini), оказывают влияние на преждевременный износ щёток. Как правило, скорость движения автомобилей на загородной трассе выше, соответственно, увеличивается объем попадания на лобовое стекло пыли, мелких камней, расплавленного от солнца гудрона из асфальта. Попадая под резинку они сокращают срок службы щёток.
  3. Если на лобовом стекле появились следы от тополиных почек, то пользоваться щётками категорически запрещено. Налипшая смола полностью приводит щетки в негодность. Протирать чистящую кромку ветошью не рекомендуется, так как графитовое напыление сразу стирается, что делает работу щёток более шумной и, в последствии, появляются разводы на стекле. В данном случае необходимо демонтировать щётки и обработать лобовое стекло специальным составом для удаления смолы (тот же Pulimoscerini, но только спрей). Есть в практике случаи, когда при работе новых установленных щёток слышно мягкое «шелестение»,  можно быть уверенным, что лобовое стекло загрязнено мелкими не видимыми глазу каплями гудрона, тополиной смолы и т.п., которые преждевременно изнашивают графитовое напыление на щётках. Здесь поможет решить проблему очиститель битума, нанеся который на лобовое стекло, можно увидеть подтёки черного и коричневого цвета. Также негативное влияние на графитовое покрытие щётки оказывает использование в качестве жидкости для омывателя разбавленной воды с моющим средством для посуды.
  4. Не забывать выключать рычаг стеклоочистителей, когда автомобиль ставится на стоянку. Особенно актуально для автомобилей, оборудованных датчиком дождя. Самопроизвольное включение щёток при автозапуске автомобиля приводит к их работе «на сухую». Есть в практике случаи, когда щётки, особенно некачественные, выскакивали из крепежа и поводки щёток царапали две параллельные полоски на лобовом стекле. Кроме того, в зимнее время, при повороте ключа зажигания на старт, не выключенный рычаг приводит в движение обледенелые щётки, что может привести к обрыву резинки, либо ускоренному её износу.
  5. Повреждения, сколы и трещины на лобовом стекле также оказывают негативное влияние на работу щёток стеклоочистителей. Со временем на чистящей кромке могут появится задиры, что может явиться причиной покупки нового комплекта щёток.
  6. Если у Вас в хозяйстве имеется мойка высокого давления, то перед мойкой автомобиля лучше снять щётки. В составе многих моющих концентрированных средств для бесконтактной мойки присутствует щёлочь для быстрого удаления грязи с автомобиля, которая также повреждает графитовое напыление на щётках. То, как действует щёлочь на резиновые детали, можно посмотреть на состояние шин после мойки и сушки автомобиля: грязь с покрышек удаляется полностью, а после высыхания шины выглядят немного подсушенными и блеклыми. Поэтому у нас очень популярны всевозможные чернители для шин, которые восстанавливают цвет резиновой поверхности. В данном случае необходимо пользоваться средствами для мойки с низким содержанием щёлочи.
  7. Сегодня на российском рынке предлагается большой ассортимент автокосметики с эффектом «антидождь»: при движении автомобиля в дождливую погоду капли воды на лобовом стекле собираются в струйки и сметаются со стекла потоком набегающего воздуха.   Обработка лобового стекла такими составами избавляет автовладельца от частого применения щёток, а работу щёток делает более плавной и бесшумной.

Если у Вас возникли дополнительные вопросы по подбору и эксплуатации щёток стеклоочистителей Вы всегда можете обратиться в наш магазин за подробной консультацией и воочию убедится в преимуществах и недостатках той или иной системы. Кроме того, автовладельцам, не имеющим навыки установки щёток мы всегда рады помочь установить на автомобиль купленные у нас новые щётки.

Удачи на дорогах!

13 декабря 2014